Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Яндекс.Метрика

Христос Воскресе!

08 Апрель 2018

Святитель Григорий Нисский

Слово на Святую и спасительную Пасху

Истинный покой Субботы, Богом благословенной, в которую Господь почил от дел своих – одержав победу над смертию для спасения мира, – сей истинный покой уже кончился, и усладил как взоры, так и слух и сердце всем тем, что мы, при совершении торжества, видели, слышали, и чувствовали радостного для сердца;
ибо очи наши видели свет, сиявший от свещей и, подобно огненному облаку, носившийся пред нами в нощном мраке; слух оглашался во всю нощь словом (Божиим), псалмами, пениями и песнями духовными, кои, втекая в душу радостным потоком, преисполняли нас благими надеждами, и сердце наше, приходя в восхищение от слышимого и видимого, и возносясь чрез чувственное к духовному, предвкушало несказанное блаженство, так что блага сего покоя, удостоверяя собою в неизреченной надежде на получение уготованного, служат для нас образом тех благ, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и яже на сердце человеку не взыдоша» (1Кор. 2, 9).
Поелику светлая сия нощь, слившая свет свещный с утренними лучами солнца, составила один безпрерывный день, не разделенный ни малым промежутком мрака, то размыслим, братия, о пророчестве, возвещающем, что день сей есть «день, егоже сотвори Господь» (Псал. 117, 24).

Нe тяжкое какое либо и неудобоисполнимое дело заповедано в сей день, но радость и веселие.
Ибо пророк прибавляет: «возрадуемся и возвеселимся в онь» (Псал. 117, 24).
Какой легкий подвиг!
Какое нетрудное обязательство!
Кто станет медлить исполнением такого повеления?
Кто не почтет за ущерб даже малейшую отсрочку в таком занятии?
Веселие и радость – вот предписание, вот обязанность!
Ими полагается предел осуждению за грех.
Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставил нас забыть первый, произнесенный на нас приговор, или лучше, не только заставил забыть, но и уничтожил его для нас, ибо совершенно изгладил всякое воспоминание о нашем осуждении.
Тогда сказано: «в болезнех родиши чада» (Быт. 3, 16), ныне рождение безболезненно.
Тогда рожденное от плоти было плоть, ныне рожденное от Духа дух есть.
Тогда мы родились сынами человеческими, ныне – чадами Божиими.
Тогда мы низпали с неба на землю, ныне Небесный соделал и нас небесными.
Тогда чрез грех воцарилась смерть, ныне жизнь опять получила владычество чрез правду.
Тогда один отверз вход смерти, и ныне Единым же вводится снова жизнь.
Тогда чрез смерть мы отпали от жизни, ныне жизнию упраздняется смерть.
Тогда от стыда сокрылись под смоковницею, ныне со славою приблизились к древу жизни.
Тогда за преслушание изгнаны были из рая, ныне за веру вводимся в рай.
Опять предложен нам плод жизни в наслаждение, по желанию нашему.
Опять райский источник, разделенный на четыре начала Евангельскими потоками, напаяет все поле Церкви, и бразды, проведенные Сеятелем слова в душах наших ралом учения, упитываясь оными, дают обильную жатву добродетелей.
Что же после сего нам до́лжно делать? – Что другое, как не взыграть подобно горам и холмам, коим возвещал пророк, говоря: «Горы, ...взыграстеся, яко овни, и холми, яко агнцы овчии» (Псал. 113, 6)?

Итак, приидите, возвеселимся о Господе!
Он сокрушил силу врага, и водрузил для нас победное знамение Креста, поразив противника.
Воскликнем тем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных. Поелику пали полки вражеские, и сам «имущий державу» над злым демонским воинством низложен, истреблен и обращен в ничто, то возопием: Бог наш есть сильнейший Владыка и Царь Великий над всею землею; Он благословил венец лета благости Своея, и собрал нас для сего духовного ликовствования о Христе Иисусе Господе, Которому слава во веки. Аминь.

 



назад к списку объявлений